А. Прохорова
ТВОРЧЕСКИЕ ПОИСКИ АВГУСТА ЛАНИНА

   

Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России. СПб.–М.: АНО СХ, 2020–2021. С. 441–444

   

Творческие поиски Августа Ланина, ленинградско-петербургского художника, архитектора, графика, скульптора, в области создания цветомузыкальных проектов и кинетических объектов осуществлялись параллельно общему увлечению инженеров, ученых и художников возможностями нового этапа в развитии научно-технического прогресса. Август Ланин был знаком с творчеством Л. Нусберга, Ф. Инфанте-Араны, В. Колейчука, Б. Галеева, но его метод синтеза искусств, описанный впоследствии в диссертации «Архитектура зрелищных сооружений и синтез искусств на электронной основе (1984), принципиально отличался от специфики творчества современников. Ланин путем многолетнего опыта вывел закономерность корреляции звука и светоцветовой гаммы с геометрическими характеристиками архитектурной формы. Каждой частоте звука соответствовали свой цвет и своя пластическая форма, благодаря которым можно было «проектировать синтетические объекты как «фразы» и целые «тексты»».
По этим алгоритмам были спроектированы наружные цветомузыкальные установки для магазина «Электроника» в Ленинграде (1971), релаксационные зоны завода чистых металлов в Светловодске (1972), цветомузыкальные установки для городов. Синтезирующее устройство самостоятельно, без участия человека, анализировало – согласно выстроенному алгоритму – соответствие между звуком и цветом (его тональностью, яркостью, контрастностью, насыщенностью, длительностью свечения): так рождались специфические черты самостоятельного вида творчества, «новый цикл спирали развития искусства». Эксперименты по синтезу пластики, цвета, звука и науки – физики, математики, астрономии, психологии – Август Ланин начал в 1967 году. Один из самых первых проектов художника, комплекс цветомузыкальных павильонов под общим названием «Жизнь», представляет собой размышление о духовных этапах человеческой природы. Павильоны «Детство», «Юность», «Зрелость», «Реквием» и «Апофеоз» через синтез пространственных эффектов архитектурных форм, света, цвета и музыки отражают определенные «драматические сценарии», характерные для каждого жизненного этапа.
В 1972 году Август Ланин получил уникальный заказ от московского Научно-исследовательского института медико-биологических проблем (НИИМБП) на создание проекта искусственной среды для преодоления сенсорной депривации космонавтов. Релаксационные помещения, выполненные по проекту Ланина, должны были создать благоприятную искусственную среду, которая бы имитировала в космосе привычный для человека эмоциональный фон и позволяла находиться в условиях изоляции, ограниченности пространства, невесомости. Как и проект Нусберга, орбитальные станции Ланина в будущем должны были управляться искусственным интеллектом, формирующим улучшенную модель духовного мира человека.
Идея декоративного оформления космоса продолжалась в творчестве художника «Космической серией»: проектами архитектурных объектов, напоминающих о футурологических экспериментах русского авангарда – супрематических межпланетных станциях Казимира Малевича. Фантазия Ланина выводит искусство вслед за человеком в космос, направляя мысль от сферы, контролируемой государствами, к бесконечности открывающейся Вселенной.
Многие проекты Ланина, представленные на выставке, в том числе масштабные архитектурные цветомузыкальные объекты («Красная гвоздика» для Архангельска (1977), проект монумента «Цветок Молдавии» для Кишинева (1984)), так и остались нереализованными, хотя были подробно разработаны в макетах, чертежах и даже приняты художественными советами. Отчасти это было связано с тем, что объекты не просто служили декоративной частью площади и города, но несли мощную социальную функцию духовной трансформации его жителей, «подталкивая зрителя к открытию мира вокруг себя», «воздействуя на характер общественных отношений», «влияя на нравственные формы поведения». Подобные социальные трактовки, которые Ланин описал в своей диссертации, оказались, видимо, слишком радикальными для политики Советского государства.