ph_publ_soloviev2

В. Соловьев

ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ: НОВАЯ СЕРИЯ ГРАВЮР АВГУСТА ЛАНИНА

 

Смена. 1962. 24 апреля

 

Новая серия линогравюр Августа Ланина «Черное и белое» — знаменательное явление в творчестве молодого ленинградского графика. Работы Ланина известны и ленинградцам, и зарубежным зрителям: в прошлом году они экспонировались на выставке ленинградских графиков в Лондоне, недавно несколько его натюрмортов воспроизвел чешский журнал.
Обращение к острой гражданской теме поначалу трудно давалось Ланину. В серии «Отцы», о которой газета в свое время писала, помимо удачных, сильных листов были и слабые. Естественны были упреки в «плакатности», нехудожественности некоторых листов из этой серии.
«Черное и белое» — это взволнованный художественный рассказ о народах, находящихся в колониальном ярме, это мужественный призыв к миру и борьбе за свободу. Появлению этой серии предшествовали многочисленные эскизы, пробы, поправки, поиски.
«Права и гарантии» называется первый лист этой серии. «Человек голоден и гол. Земля, которую он обрабатывает, кормит машину, охраняющую его «свободу»», — так говорит о листе сам художник.
«У себя дома» — на фоне красной стены, подняв вверх черные руки, стоят хозяева дома: они сдаются. Но так построен этот лист, что, кажется, мгновение — и сожмутся в кулаки руки, обернутся люди и станут настоящими хозяевами своей земли, своей воли, своей судьбы.
«Земля»: на огненном фоне зарева пожарищ стоит молодая женщина. Призванная быть матерью и труженицей, она изранена нуждой и войной. Но ее мужественное лицо внушает веру: таких не сломишь!
«Африка». Голодному и отсталому колониалисты вложили в руки оружие: убивай! Оранжевое солнце тревожно напоминает: «Остановись! Не братоубийство, а борьба за свободу удел угнетенных и приниженных».
И, наконец, последний лист — «Черное и белое». Стальное воронье стаей застлало небо. Кажется, что начинается грандиозная модернизированная облава на солнечный диск, на все, что есть в жизни прекрасного и живого. В предсмертной судороге сжимаются громадные лапы. В них бомбы, истребители — смерть. Ждать нельзя. Критический момент! Надо остановить нависшую катастрофу.
Сильное впечатление производит эта серия. В ней сказался публицистический дар художника Августа Ланина. Небольшие листы гравюр звучат призывом к разуму и совести людей мира.