ph_publ_album

Д. Пиликин

НАЗАД В БУДУЩЕЕ

 

Август Ланин. Графика. Скульптура: каталог. СПб.: Галерея «Альбом», 2008. С. 5–9.

 

Галерея, занимающаяся современным искусством, в силу предписанной позиции устремлена к репрезентации актуального настоящего. Ретроспективы и обращение к истории искусства — удел музеев, которым и предназначено подвести черту, дабы затем, все тщательно взвесив и разложив по периодам и полочкам, взять в историю. Все это так, но «прочитывание» художника — процесс сложный и неоднозначный. Его мятущийся дух не хочет укладываться в строгое «прокрустово ложе» предписанной роли. Да и само ощущение «современности», как это часто бывает, не вполне вписывается в привычное линейное времяисчисление. Современники разбивают лбы, пытаясь открыть в форме и материале нечто свежее и новое, в то время как гораздо более эффектное решение уже пылится в архивах.
Предложенная зрителю выставка архитектора и художника Августа Ланина — это не историческая ретроспектива уже ушедшего из жизни художника, а желание испытать инверсию времени, показав, насколько сочно, свежо и актуально прочитываются сегодня графические листы, сделанные в 60-е годы, и как не менее свежо и актуально выглядит пластика скульптурных композиций, созданных автором уже в конце жизненного пути — в середине 90-х.
Родившийся в 1925 году Ланин прожил жизнь в постоянном «времени перемен» стремительно меняющегося российского политического ландшафта. Наверное, именно эта ясно ощутимая прозрачность проступающих сквозь друг друга временных пластов, обобщенная в очень характерной для каждого времени эстетике, и подкупает прежде всего в его творчестве. Здесь собрано все: дар художественного осмысления мира, дарованный еще в детстве; война, к началу которой ему как раз исполнилось 16; выбор необходимой для лежащей в разрухе Родины профессии архитектора; участие в работе над культовыми проектами московского метрополитена и гостиницы «Ленинград»; восторг космической эры, когда казалось, что уже через год «на Марсе будут яблони цвести»; участие в проектировании базовых лунных станций; сомнение в этических и эстетических идеалах советского государства; неминуемые для каждого художника-мыслителя фундаментальные размышления об истории и духовности и, наконец, пристальные и экзаменующие наблюдения себя в автопортретах.
Яркая и строгая графика 60-х: фигуративная, экспрессивно абстрактная, символически-плакатная или даже орнаментально-знаковая соединена в выставочном проекте со скульптурными работами 90-х годов. Архитектурное образование и практика позволяли Ланину быть более свободным в выборе художественных материалов, хотя часто этот выбор диктовался складывающимися реалиями жизни. Так в «бедных» 1990-х он начинает работать с «подножным» материалом — обычной алюминиевой проволокой. То, что для любого современного художника было бы очевидным «модернистским» выбором, для Ланина есть следствие развития собственной эстетики и жизненных обстоятельств (а он из тех художников, которые будут работать несмотря ни на что). Необычный материал проходит в его руках серьезное пластическое исследование и испытание на точность в передаче движения и формы. И тут «прошлое» снова дает фору «настоящему». В условных и полупрозрачных фигурах дышит каждый мускул, и электричество продолжает жить в сменивших роль высоковольтных проводах.