ph_publ_3

А. В. Ланин

ФУНКЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ — ЭМОЦИИ

 

Архитектура: Сб. научных трудов ЛИСИ. Л.: ЛИСИ, 1974. С. 11–12

 

Любое архитектурное сооружение несет определенную утилитарную функцию и, как дополнение, эстетическую значимость. Другими словами, своим появлением архитектурное сооружение прежде всего обязано своей практической необходимости, своей утилитарной полезности.
Однако темпы развития цивилизации и технического прогресса, по-новому определяющие взаимоотношения человека с естественной средой (а отсюда и новые формы эстетического воспитания, новые условия формирования личности), весь уклад и ритм современной жизни требуют от искусства вообще и от архитектуры в частности создания активной, мобильной формы эмоционального воздействия, формы, стирающей пороги восприятия, стирающей возрастную специфику восприятия, управляющей психической атмосферой человека — создания искусственной эмоциональной среды. Решение такой задачи возможно только на более высоком этапе развития архитектуры, с использованием всего опыта искусства, на базе синтеза достижений техники и искусства.
История искусств, история архитектуры знает примеры, имеет традиции решения таких задач. Культовые сооружения, церкви, храмы… Мистическое содержание религиозных учений утверждалось средствами эмоционального воздействия, использованием возможности психологического воздействия архитектурной пластики, синтеза живописи, музыки, света.
Достижения современной техники и прежде всего электроники, обогатившие палитру художника созданием электронного анализатора звука, позволяющего формальные характеристики музыки переводить в пластически-цветовые, объемно-пространственные композиции, пластические возможности структурной архитектуры, новые строительные материалы, система полиэкранной кинематографии, стереофоническое звучание создают предпосылки и условия для создания искусственной эмоциональной среды.
Создание искусственной эмоциональной среды, синтез искусств на технической основе подчиняется всем законам искусства: образному, композиционному, пластическому, ритмическому началам, соответствию формы и содержания.
Трудно переоценить значение такого искусства как средства эстетического и идейно-политического воспитания, как формы утверждения идеологических позиций.
Неоспоримую роль искусственная эмоциональная среда может сыграть в решении проблемы сенсорного голода при длительном пребывании в одиночестве, при длительных полетах орбитальных станций с экипажем космонавтов. Уменьшить разрыв в соотношении размеров космического корабля и бесконечного черного космоса, создать промежуточную ступень, заполнить как можно больше космического пространства, снять ощущение затерянности, организовать значительно большее пространство в искусственную, эмоциональную, объемно-пространственную среду — не фантастика, но в то же время пробел, отстающий участок нашей и зарубежной космонавтики, разрабатывающих проекты запуска орбитальных станций с экипажами космонавтов для длительного полета и пытающихся решить проблему сенсорного голода демонстрацией кинофильмов и «оформлением» интерьера.
Психологические задачи космонавтики должны решаться на уровне, не уступающем уровню решения технических задач, с не меньшей оснащенностью, с привлечением средств искусства — активной формы эмоционального воздействия. Искусственная эмоциональная среда на основе синтеза — социальный заказ недалекого будущего.