ph_publ_2

А. В. Ланин

СИНТЕЗ ИСКУССТВА И ТЕХНИКИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Архитектура: Краткие содержания докладов к XXXI научной конференции ЛИСИ. Л.: ЛИСИ, 1973. С. 17–19

 

Рассматривая синтез искусств на современной технической основе и синтез искусства и техники в перспективе времени, можно проследить и наметить возможность воздействия искусства (как формы познания) на гносеологию (теорию познания).
При этом два положения: «искусство — форма познания» и «творчество — моделирование духовного мира человека» принимаются за аксиомы.
Хотелось бы разграничить два понятия: «синтез искусств на технической основе» и «синтез науки и техники».
Синтез искусств на технической основе подчиняется всем законам искусства (образность, композиция, пластика, ритмическое начало, соответствие формы и содержания) и значительно расширяет рамки и возможности изобразительного искусства.
Примером первого случая является цветомузыка, синтезирующая музыку и изобразительное искусства на технической основе (электронный анализатор звука). Работы в этой области московских, ленинградских, киевских, одесских, казанских художников и инженеров наметили и продемонстрировали широкий диапазон возможностей цветомузыки в создании цветомузыкальных композиций, панно, малых архитектурных форм, аттракционов, кинофильмов, архитектурного подсвета, в оформлении интерьеров, спектаклей, праздничном оформлении.
Во втором случае это нечто большее. Например, эмоционально воздействующая на зрителя композиция в свою очередь воспринимает преобразованные датчиками биотоки, исходящие от зрителя и изменяющиеся в процессе его (зрителя) эмоционального восприятия, то есть композиция реагирует, видоизменяясь, на реакцию зрителя — обратная связь. Это, очевидно, и является синтезом искусства и техники на физиологической основе восприятия человека. Схему обратной связи можно расширить. Механизм образного распознавания человека, возможно, проще, чем это представляется на первый взгляд: существует несколько накопленных опытом эталонов образов, и всякое новое, но не выходящее из ряда обычных, явление классифицируется по аналогии с эталоном. Если это действительно так, то запоминающее устройство, записывающее и классифицирующее показания датчиков биотоков зрителя, возможно, послужит частью технического механизма образного распознавания — основы духовного мира человека, послужит первым шагом технического моделирования духовного мира человека.
Делая попытку осмыслить перспективы синтеза искусства и техники, нельзя обойти определенных позиций науки. Представляется возможным попытаться подойти под углом зрения искусства, с интуицией искусства, к термину «объективность», сознавая всю опасность такого посягательства.
Можно предположить, что за сферой воспринимаемого нашими органами чувств и за границами нашего сознания — всего лишь продукта этого восприятия — лежит огромный, непознанный, действительно объективно существующий мир. Наука же создает лишь условную, временную модель картины мироздания, систему представлений, оперируя с ограниченными возможностями — человеческим сознанием. Объективно существующий мир бесконечно многообразнее представлений сознания, ограниченного возможностями органов восприятия.
Иными словами, проникая в сущность поддающихся наблюдению и анализу явлений микро- и макромира, через накопление относительных истин проникая в абсолютную, было бы излишней самонадеянностью предполагать, что человек, на современном уровне методики научного познания, способен воспринимать и осознавать все объективно существующие формы и явления материи, их сущность. Это означало бы отрицание возможности существования более высокого продукта организованной материи, чем человеческое мышление, и равносильно утверждению, что физиологическая основа человека — самое совершенное формообразование материи. Говорить так — значит утверждать абсолютное превосходство человека во Вселенной.
Проникнуть за грань восприятия и осознания, расширить возможности инструмента познания — человека — та отдаленная цель, которая послужила темой доклада.
В этой связи кажется уместным сопоставить позиции искусства. Как и наука, искусство — форма познания. Инструмент познания, художник, тот же — человек. Иная, может быть диаметрально противоположная, методика. Творческий процесс художника — те же открытия, проникновения в истину.
Творческий процесс художника, на 99% протекающий в сфере подсознания (за неимением другого адреса), — многотомие закодированной информации, без колбочек и пробирочек — тончайший анализ явлений мироздания, анализ духовного мира человека, который нельзя свести к биохимическим процессам и реакциям на среду, к формулам и законам аналитической науки.
Декодирование произведений искусства, перевод несомой ими информации в языковые связи сознания — резерв познания. Синтез искусства и техники дает ключ к решению этой проблемы.
Стоящая перед наукой задача — познать инструмент познания — человека — не может быть решена без самого глубокого синтеза науки и искусства, без разработки новой, возможно, синтезированной, методики познания, ибо: «материалистическая диалектика включает в себя то, что ныне зовут теорией познания, гносеологией, которая должна рассматривать свой предмет равным образом исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к познанию» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 21, стр. 38). А это под силу только комплексным коллективам, с широким представительством всех областей деятельности в науке, технике и искусстве.