Ph_publ_frolov_n

ДУХОВНЫЙ ДИСНЕЙЛЕНД АВГУСТА ЛАНИНА

 

Под ключ. 2002. № 4 (19), сентябрь. С. 10
Беседовал В. Фролов

 

Август Ланин — человек, чья профессия не определяется одним словом. Лунный дизайнер, создатель первых цветомузыкальных объектов, открыватель отечественного поп-арта, метафизик и социальный утопист, его произведения — попытка синтезировать разные виды искусств. От графики, изображавшей архитектуру, он пришел к «изобразительной архитектуре», точнее к звуко-свето-пространственным объектам, которые выражают философские идеи мастера.
Закончив в 1952 году архитектурный факультет Академии художеств, Ланин некоторое время учился в Москве у известного зодчего Л. М. Полякова, потом преподавал в ЛИСИ на кафедре рисунка и живописи.
— К пятидесятилетию Октябрьской революции я представил проект «Русь — революция — социализм». Это была попытка организовать образное, пластическое пространство с помощью синтеза. Толстиков, тогдашний секретарь обкома, проект принял, но из-за внутрипартийных интриг реализовать его не удалось. Зато мною заинтересовались электронщики. У них я позаимствовал электронный анализатор звука, который дал возможность воплотить скрябинскую идею на новом техническом уровне. Я начал экспериментировать, и относительно быстро появился оплачиваемый заказ на цветомузыкальное панно в магазине «Электроника».
В Воронеже я сделал цветомузыкальный зал в магазине-салоне, то есть создал уже объемную среду. В процессе монтажа ребятишки заходили, говорили: «О, как в сказке», а старушки: «Ах, как в храме».
Потом появилась «тема луны» в виде государственной программы по решению «проблемы сенсорной депривации космонавтов». В чем ее суть? Психически и физически здоровые люди при длительном пребывании и в одиночестве (в космосе) начинали друг на друга бросаться с вилками. Об этом тогда предпочитали не говорить. Передо мной поставили задачу художественными средствами оказать активное эмоционально-психологическое воздействие на космонавтов в двух противоположных диапазонах: успокаивать и будоражить.
— Предполагалось, что люди будут жить на Луне?
— И пребывать не только в «сонном» состоянии, а время от времени выходить на «улицу» гулять. Это уже была абсолютная фантазия.
После электронных вещей меня потянуло к плоти, органике, духовной жизни человека. Когда я вернулся к живописи, картины мыслились мне не как иллюстрации к какому-нибудь сюжету (то, что я видел на полотнах типа «Василий Теркин»), а как симфонизация некой многослойной темы. Я решил собрать в один холст все достаточно значимые в моей жизни эпизоды. Получилось сложное и всё-таки единое, как мне казалось, полотно. Потом появилось нечто для меня неожиданное: причастие к моему деянию ещё чего-то помимо меня. Я не мистик, а реалист, и не мог этого осмыслить.
Я уже владел тогда палитрой синтеза, и у меня появилась тема «Жизнь»: детство, юность и так далее. Комплекс павильонов, каждый со своей тематикой, цветовой гаммой.
Потом возникла идея современного храма, в общем, большой архитектуры. Эту архитектурную фантазию, утопию я назвал «Архитектурные образы культур». Англия, например, представлена как Кромлех, а на нём нечто вроде парусной структуры. Франция — это Нотр-Дам, его конструктивный скелет, очень обострённо поданный. Германия — пологая четырёхгранная пирамида и на ней шпили соборов.
Россия — это храм, над которым я раньше работал. Когда был объявлен конкурс Тысячелетия крещения Руси в Доме архитекторов, консультировал батюшка, я его спросил: «А можно сделать цветомузыку? — он ответил: «Нет, в храм мы это не пускаем». Я решил, зная заранее, что проект не будет принят, всё-таки его сделать. И когда я пригласил близких друзей, поставил на проигрыватель «Всенощную» Рахманинова, всё это зазвучало, засветилось, и конструкции растворились, дематериализовались. «Всенощная», светодинамика, и ничего больше.
— Ваш «Форум культур» вы называете ещё «Постапокалипсис». Как известно, в Апокалипсисе говорится о Новом Иерусалиме, так что это своеобразная интерпретация Священного града?
— Есть Апокалипсис как конец света, а Постапокалипсис — как материальное и духовное возрождение. Я исходил из того, что происходит глобальный кризис цивилизации. Сейчас должна произойти нравственная революция, потому что материальная уже произошла. Какова станет жизнь, если не будет синкретизма материального и духовного? Моё творчество основано на попытке как-то фиксировать эту тему и создать, насколько в моих силах, среду, способствующую если не интеллектуальному, то хотя бы чувственному осознанию проблемы.
«Архитектурные образы культур» — или иначе «Форум культур» — проект, представленный Августом Васильевичем на последней выставке «Архитектура. Градостроительство. Реставрация», — это, по выражению супруги Натальи, своеобразный духовный Диснейленд. Всё же акцент здесь следует делать на первом слове. В нескольких павильонах, которые предназначены для проведения выставок, Ланин пытается сконцентрировать («смоделировать») то самое характерное и важное, что определяет сущность культуры той или иной нации. «На протяжении тысячелетий общечеловеческое содержание выражалось в формах и образах, специфичных для каждого народа. Современная массовая культура, интернациональная по своей природе, пока не может сравниться с ними ни по эстетической ценности, ни по значимости воплощаемых ею идей», — считает Август Васильевич, противопоставляя бездуховному глобализму метод синтеза мировых культур, основанный на художественном опыте.